Консультация психолога: «О маленьких упрямцах»

Зачастую, на приём к психологу приходят родители с вопросом: «Что делать? Мой трёхлетний ребёнок всегда такой послушный и покладистый стал невыносим. Он делает всё, что ему захочется и не реагирует на мои просьбы. Он стал такой упрямый!» Попытаемся ответить на этот вопрос и в какой-то мере уменьшить родительскую тревогу.

Дело в том, что трёхлетний возраст является одним из трудных периодов в совместной жизни ребёнка и взрослого. Психологи обозначают его термином «критический период». Этот период являет собой новый виток развития. Теперь ваш ребёнок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задаёт вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Такая самостоятельность зачастую воспринимается взрослыми как упрямство.

Упрямясь, ребёнок стремится к проявлению своей воли, которой может пользоваться. Он противопоставляет свои желания вашим потому, что уже достаточно самостоятельный. Сознание собственных возможностей приводит к появлению нового типа отношений между вами.

Попытки обращаться с ребёнком в рамках сложившихся прежде отношений могут привести к поддержанию упрямства. Именно родительская мудрость поможет найти выход из детского противостояния. Ведь настаивайте на своём, ребёнок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам, своей волей или дурным поведением.

Часто приходится наблюдать, как малыши сравнивают себя с папой или мамой, и, конечно же, хотят пользоваться теми же правами, что и родители, быть такими же независимыми и самостоятельными. Поступив вопреки вашей воли, ребёнок испытывает захватывающее чувство своей взрослости.

Из сказанного становится абсолютно понятной стратегия вашего поведения по отношению к маленьким упрямцам:

— сохраняйте общее положительное отношение к ребёнку, чаще замечайте его успехи и достижения, цените его самостоятельность;

— понятно, что нельзя идти на поводу любых желаний ребёнка, так как упрямство может стать устойчивой негативной формой поведения. Однако, вы мудрее. Не вступайте с ребёнком в бесконечные споры. Помогите ему справиться с самим собой. Там, где это возможно, давайте ему право выбора, что и как он будет делать;

— старайтесь не указывать постоянно малышу о том, что он кому-то и что-то «должен». На подобное обращение ребёнок ответит естественной реакцией упрямства;

— попробуйте взглянуть на упрямство вашего ребёнка иначе. Если не вы причина упрямства, то посмотрите, как эта черта проявляется в самостоятельной деятельности ребёнка: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; возможно, начав дело, он доводит его до конца, не смотря на ваше требование идти обедать. Нет ли здесь, напротив, очень даже положительных черт?

За негативной симптоматикой поведения детей психологам удалось увидеть те приобретения, которые являются стимулом развития малышей.

В заключение хотелось бы дать ещё один, пожалуй, главный совет. Не ждите, что ваш ребёнок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Внимательно смотрите на то, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.

Представьте себе, что когда-нибудь ваш упрямый малыш, превратится в целеустремлённого, ответственного гражданина. Надеюсь, что эти нехитрые советы помогут вам в воспитании ваших детей.

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ № 46 Т. В. Приходько